5. Структурная организация
Рассматривая структуру строительной индустрии, необходимо отметить, что ей присущи различные структурные аспекты:
• отраслевая структура (выделяют две области: промышленность строительных материалов и совокупность строительно-монтажных организаций, осуществляющих строительство на строительных площадках)
• функциональная структура (осуществление производственных связей, связей обслуживания и управления);
• территориальная структура (таксономические единицы различного ранга, начиная с пунктов строительной индустрии в районы областного типа и выше, связанных между собой производственными связями)
Ни одна отрасль народного хозяйства не может развиваться без строительства, потому что в нем закладываются основы прогресса всей народнохозяйственной системы, определяются пути, темпы и пропорции развития ее отдельных подразделений.
К строительному процессу привлечены проектные, строительные, инжиниринговые фирмы, заказчики объектов, производители и поставщики строительных материалов и оборудования, финансовые учреждения и государственные органы. При этом заметна разнообразие строительных фирм по их размерам и специализации - от мелких кустарных и семейных фирм до гигантов строительной индустрии с миллиардным оборотом.
Относительная медлительность оборота капитала в строительстве и связанная с этим необходимость использовать кредиты, особенно при возведении больших домов. Более высокая степень риска по сравнению с другими отраслями. Эти особенности влияют на функционирование строительного рынка в экономически развитых странах, в основу которого положен конкурентоконтрактний подход, в условиях рыночной экономики обеспечивает наибольшую эффективность строительного производства.
Ряд отраслей промышленности строительных материалов тяготеет к потребителю, в том числе производство железобетонных изделий и конструкций и производство вяжущих материалов, их продукция менее транспортабельны, чем сырье. Однако часто выбираются такие варианты их размещения, которые позволяют учитывать притяжения к сырьевым базам и к потребителям.
Заголовок